На вагонах типа М5, в отличие от вагонов типа Г, были применены тяговые электродвигатели большей мощности и меньшего веса: их масса уменьшилась с 1490 до 700 кг.
У опытных вагонов отсутствовали отбойные брусья на раме лобовых частей кузова (черная конструкция, расположенная между нижним краем кузова и порогом двери); применена неравномерная установка вентиляционных черпаков; толщина внешней обшивки уменьшилась с 3 до 2,5 мм; широкое распространение получили алюминиевые сплавы. В 1953 году все вагоны М5 были переоборудованы в УМ5.
Несмотря на свою «опытность», отдельные вагоны типа УМ5 оказались на удивление живучими и пережили многих своих потомков – вагоны типа Д. Конечно, от работы на линии их отстранили еще в 1970-е гг. и вагоны №№801-804 списали. Зато вагон УМ5 №805 еще в начале 90-х гг. работал в грузовом составе. Вагон №806 был приписан к депо «Красная Пресня» и вплоть до 1999 г. работал путеизмерителем.
Непосредственно к проектированию вагонов типа Д на Мытищинском машиностроительном заводе приступили в конце 1954 года. Серийный выпуск этих вагонов начался в 29 июля 1955 года.
Внешне новый вагон Д мало чем отличался от вагонов предыдущих серий Г, М5 и УМ5. Основное различие этих вагонов касалось ходовой части, электрического и механического оборудования. Масса новых вагонов была снижена более чем на 7 тонн, а скорость увеличена до 80 км/ч. Большим новшеством явилась замена тяжелой автосцепки на облегченную. Теперь она осуществляла сцепление не только самих вагонов, но и электрических проводов дистанционного управления, идущих вдоль каждого вагона, и пневматических «рукавов» воздушного тормоза.
Первые вагоны типа Д поступили для работы в только что открывшийся Ленинградский метрополитен, после чего начались поставки в Москву.
В сентябре 1960 г. завод начал поставки в только что открывшийся метрополитен Киева.
Производство вагонов типа Д было завершено в 1963 г. Всего за 9 лет производства было выпущено 660 вагонов, получивших номера с 807 по 1000 и с 2001 по 2468. Большинство вагонов имело гладкий кузов, однако по крайней мере один – №2018, был выполнен с гофрированными бортами (Сейчас он стоит на вечном покое у депо "Измайлово"). В последствии кузова аналогичного типа получили применение на вагонах типа Е и его потомках.
В Москве вагоны типа Д эксплуатировались на Арбатско-Покровской, Филевской, Кольцевой, Сокольнической и Калужско-Рижской линиях.
В середине 1980-х гг. начался процесс постепенного списывания вагонов Д и замены их на более новые типы. В 1992 г. они были исключены из инвентаря депо «Фили», в 1996 году последние вагоны Д были списаны из депо «Измайлово».
В Москве один вагон УМ5 работает в качестве лаборатории, два вагона Д стоят в депо «Измайлово», еще два вагона этого типа служат в депо «Северное» и «Сокол» в качестве музея.
Кузова вагонов типа Д, использующиеся в качестве гаражей и сараев, можно увидеть в окрестностях депо «Измайлово». Также их можно наблюдать на парковых путях этого же депо, а также депо «Сокол», «Фили», «Замоскворецкое» и «Варшавское».
Последние три состава из вагонов типа Д до конца февраля, начала марта 1996 года работали на Арбатско-Покровской линии, после чего также были списаны...
Один помощник машиниста из депо «Измайлово» рассказывал о бесславной кончине этих последних вагонов:
«Пока за ними следили и обслуживали – это были зверь-машины! А когда пришел приказ о списании (непонятно, зачем), слесаря забили на них. Мол, вагоны списанными считаются, и за их ремонт нам не платят (тогда ремонт уже сдельным был). Вот и посыпались они. Три последних состава работали на линии без должного ухода и ремонта около трех месяцев.
Снизу они обросли мхом, не только из грязи и пыли, но и самым настоящим, зеленым мхом. А не снимали их с линии из-за того, что закончились покупатели на кузова. Ведь списанные вагоны не угоняли на завод, а пилили пополам и продавали под садовые «коттеджи», а денежки шли на нужды депо (начальничкам в карман, значит). Вот и не хотели они терять денежки за три состава и искали покупателей на сарайчики».
Что называется, без комментариев...
В Петербурге вагоны типа Д работали на Кировско-Выборгской, а позднее – на Московско-Петроградской линиях. Последние вагоны были списаны в 1995 г.
Судя по информации, именно в Петербурге сохранилось наибольшее количество вагонов типа Д. Так, в 70-х годах довольно большое число работавших в Ленинграде вагонов этого типа было переоборудовано в контактно-аккумуляторные электровозы, практически все из которых до сих пор в строю. А вагоны №№2277 и 2468 были переоборудованы в грузовые, и сейчас используются в депо «Невское».
В Киеве все вагоны типа Д также были списаны 90-х годах, однако по крайней мере четыре вагона там сохранилось. В вагоне №2135, который 22 октября 1960 года входил в состав первого пробного поезда, планируют открыть музей, №818 переоборудован в путеизмеритель, из вагона №828 сделали контактно-аккумуляторные электровоз, а вагон №2168 установлен в депо «Дарница» как памятник.
Кстати, срок службы вагонов Д составлял 50 лет.
Значит, самые старые из них могли бы ходить до 2005 года.
Некоторые характеристики вагонов типа Д:
Вместимость при плотности 10 чел./м2 .. 264
Число мест для сидения ............................ 44
Тара вагона ................................................ 36,2 т.
Вес пассажиров при полной нагрузке ..... 20 т.
Длина по торцевым стенкам .................... 19166 мм
Ширина дверного проема ......................... 1120 мм
Диаметр колес, мм ..................................... 900
Высота ......................................................... 3695 мм
Конструкционная скорость ....................... 75 км/ч
Число и номинальная
мощность тяговых двигателей .................. 4х72кВт
Ускорение ...........................................….... 1,0 м/сек2
Замедление .................................................. 1,0 м/сек2
Тип тормоза ............................ электродинамический
Годы выпуска .............................................. 1955-1963
Годы пассажирской эксплуатации ............ 1955-1996
Установленный срок службы ..................... 50 лет.