Так как линии лёгкого метро, в основном, проходят по открытым участкам, для создания более комфортных условий поездки пассажиров, вагоны оборудованы системами отопления и вентиляции. Стены вагона в салоне облицованы металлом и негорючим пластиком. В салоне установлены антивандальные сидения с мягкими вставками. По потолку вагона идут два ряда светильников с люминесцентным освещением, в которые встроены динамики системы оповещения, приборы и датчики пожарной сигнализации.
На станциях лёгкого метро не используются зеркала, в результате чего на поездах, вместо традиционных зеркал заднего вида установлены видеокамеры, транслирующие изображение на жидкокристаллический монитор, установленный в кабине машиниста.
В ноябре 2001 г. французской фирме Alstom было заказано 40 комплектов привода ONIX с асинхронными двигателями 160 кВт, IGBT-инвертором и электронной системой управления на общую сумму 14 млн евро "для составов легкого метро на линии в Сити". Однако применены они были на составах "Скиф" Бутовской линии легкого метро.
Первый опытный состав, состоящий из двух головных вагонов типа "Скиф" (№0001 и 0002) был выпущен на "Метровагонмаше" весной 2002 года. Уже летом того же года, "Скиф" проходил испытания на железнодорожном кольце ВНИИЖТа в подмосковной Щербинке. После летних испытаний и устранения обнаруженных недостатков, состав был передан на испытания и доработку непосредственно в метрополитен. 6 мая 2003 г. двухвагонный состав 0001-0002 принимал участие в торжественном открытии станции "Парк Победы." Осенью 2003 г. был получен промежуточный вагон 0501, и состав поступил в депо "Варшавское" для опытной обкатки по Серпуховско-Тимирязевской линии, для последующей эксплуатации на Бутовской линии. Долгое время состав находился в депо "Варшавское" и до открытия Бутовской линии периодически совершал опытные поездки по Серпуховско-Тимирязевской линии, также весной 2003 года проводилась обкатка состава на Филевской линии.
В 2004 г. состав был передан на хранение в депо "Новогиреево" для последующего переоборудования в служебный поезд (дефектоскоп+путеизмеритель) мини-метро.
Незадолго до открытия Бутовской линии, в депо "Варшавское", где в то время стояли "Скифы", пришла комиссия от Московского метрополитена, во главе с Д. В. Гаевым. Не знаю почему, но название "Скиф" им не понравилось. Из многочисленного списка предложенных названий, было выбрано "Русич". И отныне составы из вагонов типа 81-740 и 81-741 призвано величать "Русичами". Однако, большая часть любителей метро и работников метрополитена по прежнему называют эти поезда "Скифами".
В 2003-2004 гг. "Метровагонмаш" выполнял заказ на составы 81-740/81-741 для Бутовской линии. В 2003 г.было выпущено 11 составов:
0004-0502-0003
0005-0503-0006
0007-0504-0009
0008-0505-0010
0012-0506-0011
0015-0507-0016
0013-0508-0014
0017-0509-0018?
0020-0510-0021
0019-0511-0022?
0024-0512-0023
В 2004 году был выпущен один состав 0026-0513-0025 и один запасной головной вагон 0029.
Стоит заметить, что на серийный "Русич", в отличие от опытного "Скифа", ставится переход от Hubner GmbH в антивандальном исполнении. На "Скифе" же, были установлены переходы разработки "Метровагонмаша". Внешне они отличаются тем, что Hubner GmbH-ный выглядит как гармошка, а МВМовские были прикрыты щитами (см. фото).
В декабре 2003 года открылась Бутовская линия, вместе с её открытием началась постоянная эксплуатация вагонов 81-740/741. Однако, реальная эксплуатация вагонов выявила множество недостатков пневматической тормозной системы и тягового оборудования Alstom по части электрического торможения. Иногда из-за "глюков", на линии по началу происходили сбои в движении на 20-30 минут. Из-за сильного мороза, тормоза практически не работали, эксплуатация вагонов становилась просто опасной. В результате, было принято решение начать временную эксплуатиацию на линии нескольких четырёхвагонных составов 81-717/714, наряду с "Русичами". Подобная эксплуатация длилась до марта 2004 года, когда вместе с отступившим холодом ушли проблемы с тормозной системой на вагонах нового типа.
В ходе совместных доработок специалистами "Alstom" и "Метровагонмаша" большинство недостатков вагонов были устранены и исправлены и нынешняя зима (2004-2005) прошла без каких либо особых происшествий, но даже до сих пор все составы "Русич" находятся пока ещё в опытной эксплуатации.
В 2004 г. "Метровагонмаш" выпустил опытный состав 81-740А/81-741А, оснащенный отечественными асинхронными тяговыми двигателями ТАД280М4 производства АЭК "Динамо" (170 кВт) и регулирующей аппаратурой новосибирского производства. Состав 0027-0514-0028 прибыл в депо "Сокол" в апреле 2004 г. и был направлен в депо "Фили" для освоения и испытаний на Филевской линии. В октябре 2004 г. состав передан в депо "Варшавское" и был отправлен в опытную эксплуатацию с пассажирами на Бутовской линии.
В сентябре 2003 г. "Метровагонмаш" выиграл тендер на поставку шести трёхвагонных составов для метрополитена Софии. Сборка первого состава планируется на вторую половину апреля 2005 года, приёмочные испытания в Софии пока запланированы на июнь-июль. Оставшиеся 5 составов должны быть доставлены в конце 2005 - начале 2006 года. На 2006-2007гг. София не планирует заказывать дополнительный подвижной состав, так как в Софии к тому времени просто не успеют построить продление линии.
Возможно, также несколько составов будут в ближайшее время отправлены в метрополитен Будапешта, но объявление тендера в Венгрии постоянно переносится. В принципе, Будапешт планирует заменить весь подвижной состав на второй линии и купить новые вагоны для строящейся четвёртой линии. Общее количество вагонов приблизительно - 160. Но пока не выигран тендер на поставку, говорить о точных цифрах и перспективах ещё рано. Возможно, скоро у "Метровагонмаша" появится реальная возможность вновь вернуться на мировой рынок. Что же, время покажет...
Техническая характеристика вагонов типа 81-740/81-741 "Русич"
Конструктивная скорость - 90 км/час
Число и номинальная мощность тяговых двигателей - 4х 160кВт
Вместимость вагона: - при плотности 5 чел/м2 - 200/216
- при плотности 10 чел/м2 - 346/372
Число сидячих мест - 54/60
Длина вагона, м. - 27,29/26,51
Ширина вагона, м - 2,7
Начальное ускорение до 28 км/ч при максимальной нагрузке - 1,3 м/сек2
Максимальное замедление (электроторможение от 100 до 7 км/ч, электромеханическое от 7 до 0 км/ч) - 1,3 м/сек2